#CИДИМ ДОМА
Вы когда-нибудь
слышали о методике ТРИЗ? Этот популярное педагогическое
направление, цель которого — сформировать нестандартное мышление
и воспитать творческую личность.
Детский возраст –
период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная
игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости
жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт
возможность полнее раскрыться творческим способностям.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, она была создана
писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Предлагаем
вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ.
Элементы ТРИЗ можно использовать не только в детском саду, но и дома. Играя в эти игры с
детьми, мы с вами сможем развивать у детей внимание, память, логику, расширять
познавательные способности детей, обогащать и развивать речь.
Эти игры, в
повседневной жизни ребенка, не требуют какой либо подготовки. Важно только ваше
желание и желания ребенка.
Сейчас хотим предложить
вам некоторые игры –ТРИЗ:
Игра: «Хорошо – плохо»
Она позволяет ребёнку понять, что в любом
явлении, объекте есть свои положительные и отрицательные свойства. Ведь по
большому счёту – всё в мире относительно! Для наглядности можно использовать
какие-либо цветовые обозначения двух цветов – для хорошего и плохого.(Белую –
хорошо и черную – плохо карточки) Выбираем тему. Например, «Зима». Задаём
вопрос: «Зима – это хорошо или плохо?». Почему хорошо? Это и катание с горок, и
игры в снежки, катание на санках и просто радость от вида пушистого белого
снега! А самый любимый праздник Новый год –зимой! Но помните, версии должен
предлагать ваш маленький мыслитель, а вы лишь слегка помогать ему. За каждое
«хорошо» выкладываем карточку, допустим, зеленого цвета. А что в зиме плохого?
Холодно, день уж больно короткий (светлое время). А ещё можно поскользнуться,
упасть, получить травму. А ещё можно замёрзнуть и простыть. Выкладываем
карточку красного цвета. А в конце подсчитываем, сколько нашли хорошего и
плохого в зимушке-зиме. Поверьте, хорошего будет обязательно больше! И так
можно играть на любую тему.
Кто-то подумает: «Зачем это? Может лучше
ребёнку не знать о плохом?» Надо знать! Ведь зная плохую сторону явления, можно
предотвратить нежелательные последствия. По отзывам некоторых родителей, их
ребятишки просят поиграть в эту игру дома!
Правила игры:
1-ый вариант: Ведущий называет
материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в
которых эти материалы присутствуют…
2-ой вариант: Ведущий называет
предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались
при его изготовлении.
Ход игры:
В: Стекло. Оно было раньше сплавом
разных материалов.
Д: Из стекла сделана посуда, окна,
зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я
видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.
В: Что хорошего в стеклянном
столе?
Д: Оно красивое, можно видеть как
под столом лежит кошка.
В: А что плохого в таком столе?
Д: Такой стол может разбиться и
осколками порежутся люди…
В: А что еще может быть из стекла?
Д: Есть стекла в очках, бывают
стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.
В: А вы слышали выражение: "У
него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать?
Д: Так можно сказать про злого,
"колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых
осколков.
В: Назовите сказки, в которых есть
герои со стеклянным сердцем!
Воспитатель обобщает ответы детей.
В: Телевизор.
Д: Он сделан из разных материалов.
Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много
железных деталей.
Игра: «Назови часть целого».
Цель этой игры – научить ребёнка наряду с
целым видеть часть целого. Играть можно и дома, и на прогулке. Называем любое
слово, а малыш должен назвать его часть. Например, дверь-ручка (замок, стекло),
стол-ножка (столешница), телевизор-кнопка (экран, детали и т.п.). Всё это поможет
развить мышление, словарный запас ребёнка.
Очень
интересна игра, когда малыш представляет себя каким либо другим объектом.
Например: «Представь себе, что ты дерево (кустик, камень, птица, собака и
т.п.). Как ты растёшь? Что ты чувствуешь? Что тебе нравится? Кого ты боишься? О
чем ты мечтаешь?».
Игра: «Не да, а нет!»
Необходимость переключаться
с одного способа работы на другой, с одной деятельности
на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным
справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично
подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать
на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ,
отрицательно:
·
Машина всегда обгонит пешехода?
Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!
·
Днем всегда светло? Нет, если
погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.
·
У всех деревьев есть листья?
Нет, у ёлки — иголки.
Попробуйте задать такие вопросы
ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще
маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир
и обратите внимание на интересные вещи.
Игра: «Волшебная палочка»
В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!
Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»
Возможные варианты ответов:
• Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
• Хочу увеличить выходные.
• Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»
• Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
• Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.
Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!
В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!
Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»
Возможные варианты ответов:
• Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
• Хочу увеличить выходные.
• Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»
• Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
• Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.
Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!
Игра: «А что потом?»
Эта игра может постепенно
усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете
начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку
последовательности в правильном порядке.
·
Сначала осень, а потом?
— Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
·
Сначала вторник, а потом?
— Среда.
·
Сначала вечер, а потом?
— Ночь.
·
Сначала завтрак, а потом?
— Обед.
С детьми постарше можно
использовать более сложные понятия:
·
Сначала глина, а потом?
— Ваза, кирпич, скульптура.
·
Сначала бревно, а потом?
— Дом, бумага, шкаф.
Очень интересна игра «Увеличение –
Уменьшение». Гуляя с малышом зимой, любуясь падающими снежинками, спросите его:
«А что было бы, если снежинки были большими, как мы?». И высказывайте
предположения вместе: ходить в снегопад было бы невозможно, ведь снежинки очень
тяжёлые; выпадут всего несколько таких снежинок, и сугробы будут выше головы;
дворники не справились бы с такими «гигантскими» снежинками. А вдруг, автобусы
и трамваи стали бы маленькими, что тогда? Хорошее настроение вам будет
обеспечено на всю прогулку. Хочу подчеркнуть, что все эти игры (а их множество
в ТРИЗе) развивают нестандартность мышления, умение мыслить «по-другому»,
высказывать своё мнение.
Желаем успехов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий