четверг, 6 декабря 2018 г.

Мандалы

 Арт-терапия —  это способы естественного выздоровления с помощью творческих методик терапии: мандалы, дудлинг, зентанглы, зенарт, уроки рисования, пескотерапия, суджок, натуропия и д.р.
Что такое мандала и как она помогает в развитии ребёнка?

Слово “мандала” в переводе означает “круг”, “диск”. В духовных традициях мандала – это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром.

Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Свою первую мандалу он нарисовал 1916 году, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый его рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

Мандалы стали настолько популярны, что во всем мире мандалы рисуют, плетут, строят и так далее.
Далее...

А чем же полезны мандалы? Зачем их раскрашивать? И зачем их строить?

- Во-первых, конечно, развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал, так и при их строительстве. Важно! Если у ребёнка не получается не вылезать за край, не настаивайте! Такие занятия ведут к неврозам, а не к развитию ребёнка. Лучше отложить раскрашивание и занять другим творчеством.

- Во-вторых, тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет и старше. Не усаживайте живчиков 3-4 лет за раскрашивание мандал.

- В-третьих, безусловно тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии (осевой, центральной и поворотной) – не в теории, а на практике, познают искусство орнамента.

Кстати, любая вязанная салфеточка – тоже своего рода мандала! И если у вас не лежит душа к строительству, выкладыванию или раскрашиваю мандал, просто свяжите красивую салфетку. А лет в 6-7 начните учить ребёнка вязать. Это не менее развивающее занятие! Хотя годится только для терпеливых…

Как научить ребёнка складывать красивые мандалы?

Назовём игру “Красивые тарелочки”

Возьмите круг из картона или картонную (пластиковую) тарелочку. Но не слишком маленькую, а то играть будет не интересно.

Возьмите несколько разных повторяющихся элементов. Пусть это будут одинаковые пуговицы, счетные палочки, или любую другую игру, где есть повторяющиеся элементы, из которых можно делать орнамент.

Положите в центр тарелочки некий центральный элемент. И задайте “ритм” – покажите, какие элементы должны окружать центр тарелочки, выложив 2-3 элемента. Хорошо, когда в центре лежит любой правильный многоугольник – от квадрата до восьмиугольника, можно звездочку. Тогда удобнее будет соблюдать ритм, будет ясно, сколько повторяющихся элементов должно быть.

Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть задания. Во-первых, орнамент, как вы, наверняка, заметили, может расти не только в стороны, но и вверху – мы накладываем одни элементы на другие.

Ребенку 5-6 лет можно дать сразу сектор готового орнамента, выложив сразу элементы всех уровней. А он пусть сам выкладывает всё остальное, сам решает, в каком порядке ему это делать.

http://cs411630.vk.me/v411630458/6abe/onT6Vl2k3bs.jpg

А как научить красиво раскрашивать мандалы?

Думаю, вам стоит начать раскрашивать самостоятельно. На вашем примере ребёнок вдохновится.

Можно просто объяснить, что одинаковые элементы раскрашиваются одинаково. Некоторым детям такого объяснения вполне хватает.

Но можно просто дать ребёнку распечатанную мандалу и предложить раскрасить, как он хочет. Одновременно себе распечатать такую же и закрасить её уже с соблюдением правил орнамента. А потом повесить обе получившиеся работы на стенку.

Вершиной таких занятий будет самостоятельное рисование мандал, без образца. Но для того, чтобы захотеть рисовать мандалу (а это не просто), надо полюбить закрашивать уже готовые и тратить на это довольно много времени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий